Великий канон святого преподобного Андрея Критского. Часть 4

6 марта 2009 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Аркадий (Логинов) — клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга, проректор Екатеринбургской духовной семинарии.

– Сегодня у нас заключительная беседа, посвященная канону Андрея Критского. Мы завершаем цикл передач, посвященных этому канону, но поговорим сегодня и о постовом богослужении – о Преждеосвященной литургии.

При чтении канона сегодня и вчера многие, может быть, заметили, что в каноне появились тропари, посвященные преподобной Марии Египетской. Почему они появились, каково их значение?

– Дело в том, что автор этого канона, преподобный Андрей Критский, когда принес в Константинополь свое творение, вместе с ним принес также и житие преподобной Марии Египетской, которое было списано патриархом Иерусалимским Софронием. Таким образом, в Константинополе стало известно о жизни этой великой подвижницы. Впоследствии уже не сам преподобный Андрей составил эти тропари, а они были добавлены к его творению. Они стали петься вместе с тропарями Великого покаянного канона по той причине, что сама жизнь этой подвижницы являет высочайший пример и образец истинного и глубокого покаяния. Являет также пример и образец милосердия Бога, Который действительно, не голословно пришел спасти погибающих, грешных. Он говорит, что блудницы, грешницы, мытари идут впереди всех в Царство Небесное. Почему? Потому что их сердце оказывается более расположенным к покаянию, чем сердце того же праведного фарисея, который настолько был убежден в своей праведности, что не видел в себе недостатков. Напротив, человек согрешивший и познавший согрешение, ощутивший это чувство покаяния, раскаяния, является более деятельным, его покаяние бывает более плодоносным.

Какова жизнь преподобной Марии? Она сама, как мы знаем по ее прозвищу, происхождением из Египта, города Александрии. Сама о себе она рассказывала преподобному Зосиме, который и открыл миру эту подвижницу. Без сомнения, сам Зосима Промыслом Божиим был приведен в монастырь близ реки Иордан, затем в Великий пост, удалившись в пустыню, встретил там эту подвижницу, которая поведала ему свою историю (что она в молодости своей грешила безмерно, просто погрязла в распутстве). Даже сама она о себе свидетельствует, что не знает, как выдержала земля  ту меру греха, в котором она пребывала, как не поглотило ее море и не поразил гром с небес. Вот такова степень грехов ее, как она их познала, в такую степень распутства она впала. Особенно тогда, когда взошла на корабль, идущий в Иерусалим с паломниками для поклонения Честному Животворящему Кресту. Здесь она растлила многих юношей.

Желая вместе с другими паломниками поклониться этой святыне, она не была допущена в церковь. Здесь голос Божий коснулся ее сердца, она осознала и поняла всю глубину своего падения и удалилась в пустыню, где много лет пребывала в великом борении. Потому что страсть укореняется в человеке: чем дольше она в нас живет, тем глубже ее корни, тем сложнее от нее избавиться. Она говорит, что семнадцать лет эта страсть гоняла ее, бросала то в жар, то в холод, она претерпевала эти муки, этот позыв блудной похоти, прежде чем Господь умиротворил ее душу. Теперь она заканчивает свою жизнь, достигнув великой степени святости, так что Зосима приходит в ужас, ибо когда она молится, то даже поднимается от земли и стоит, молясь, как бы на воздухе, будто бы ангел бесплотный. Этот пример ее жизни и ее покаяния, глубочайшего смирения – как иллюстрация к содержанию самого покаянного канона, как то, к чему деятельно призывает автор, преподобный Андрей Критский, всех нас, слушающих это бессмертное творение.

– Также существует Мариино стояние, оно совершается уже на пятой седмице поста.

– Да, мы во вчерашней беседе как раз упомянули об этом, что именно на пятой седмице Великого поста утром в четверг (но в храмах служба обычно совершается в среду с вечера) весь Великий покаянный канон, включая тропари, прославляющие подвиг преподобной Марии Египетской, будет читаться на богослужении, именуемом Марииным стоянием. На первой неделе поста мы читали канон четыре дня (он был разделен на четыре части, и то это продолжительное время занимало), а здесь сразу весь канон будет прочитан. Служба будет длиться несколько часов. Это великое бдение, стояние называется Марииным, потому что в этой службе будет как раз читаться житие преподобной Марии Египетской.

– Вопрос телезрительницы: «Я сегодня только исповедовалась, приняла Причастие и опять согрешила. Пришла соседка ко мне и просит подать записочки на Сорокоуст. Я говорю: “А почему первого числа не дала?” Она: “Я же не хожу в храм”. Я говорю: “А почему ты решила, что ты раба Божия?” Она отвечает, что крещеная. – “Ну так крещеная – еще не раба Божия, ты же ничего не делаешь, не молишься, дочка у тебя ушла в иеговисты, в храм не ходишь, не постишься…” Я же не имею права так говорить. Мне снова завтра исповедоваться?» (Плачет.)

– Как раз в этой ситуации мы по эмоциональному состоянию нашей телезрительницы можем сказать, что осознание греха уже есть. Начало покаянию положено. Наша телезрительница поняла, что, сказав такие слова человеку, она, по существу, осудила ее. Наверное, будет уместно вспомнить одну из тем, которую мы озвучили ранее в цикле бесед, что пост – это подвиг, который нужно проходить с осмотрительностью, со всяким вниманием. Чтобы наш пост не стал фарисейским, чтобы мы в несении этого подвига не пришли в состояние молитвенного озлобления, когда мы начинаем видеть себя лучше, выше других, начинаем сравнивать себя: мы молимся, в церковь ходим, мы церковные; почему кто-то там еще на это претендует, ничего не делая, не прилагая труда? Это грех осуждения. Это тот самый опасный момент, который сопрягается со всяким духовным подвигом, особенно тогда, когда этот подвиг не основан на смирении. Когда же мы видим в первую очередь свою немощность, недостаточность своих сил, тогда у нас уже не будет ни времени, ни желания, чтобы око наше смотрело на ближнего: мы сосредоточены на выявлении, на рассмотрении своего духовного состояния.

К этому призывает нас и Господь, остерегая, чтобы мы не замечали сучец в глазу нашего ближнего, но попытались в первую очередь рассмотреть себя. Это же Он  говорит, обращаясь и к святым. Например, как свидетельствует об этом преподобный Антоний Великий, Бог дал ему откровение: «Антоний, познай себя» (когда Антоний стал размышлять, что люди живут во грехе, не ведают ничего и так далее). Бог сказал: это оставь Мне, ты познай себя в первую очередь, сделай так, чтобы ты не стал таким. Поэтому мы должны остерегаться осуждения. А в этом конкретном случае необязательно прямо завтра же идти на исповедь.

Кстати, я хотел бы предостеречь наших телезрителей от такого момента. Очень часто случается ситуация, когда люди начинают привыкать к исповеди. Это очень печально, потому что они начинают воспринимать исповедь по-другому… Ну что стоит: согрешу – схожу покаюсь. Вот это «схожу покаюсь» – очень опасная тенденция в духовной жизни. Подобного рода помыслы сами по себе являются греховными и ведут человека к внутреннему духовному небрежению, разрушают внутреннюю цельность, внутреннее внимание. Этого надо остерегаться. Поэтому нашей телезрительнице я посоветую: она осознала, что была не права по отношению к своей соседке, и, наверное, во-первых, надо испросить у нее прощения. Это будет первый важный деятельный шаг на пути покаяния. Во-вторых, когда в другой раз человек пойдет на исповедь, нужно сказать о том, что имел место грех осуждения.

– Если мы отстранимся от этого конкретного случая и перейдем к общим, можем ли мы указать человеку на его неправильные действия? Не осуждая, но с определенным рассуждением, мол, нужно в церковь-то все-таки ходить… 

– Это совсем уже другое будет, ведь апостол Павел, например, учит нас прямо, чтобы мы не вели себя так, будто не замечаем согрешений ближнего. Напротив, нужно приложить усилия, если мы видим грех близкого человека, к тому, чтобы как-то это исправить, говоря с ним об этом. Наконец, если не послушает, как говорит апостол Павел, поведать это братии; если и братию не послушает, то пред всею Церковью. То есть смысл такой, что нужно это с рассуждением говорить человеку. Может быть, здесь нужен определенный такт. Без сомнения, необходим духовный опыт. Поэтому не всякий должен браться за то, чтобы поучать другого, научать чему-то.

Во-первых, нужно самому иметь не только опыт, но еще и подобающий образ своего поведения, так чтобы тебе не могли сказать: «Да ты на себя посмотри, что ты мне указываешь?» Об этом нужно помнить и подбирать слова, говоря о чем-то человеку, пытаясь даже привлечь его в Церковь. Не вдруг вот так: «У тебя вообще никаких понятий, ты не ходишь в церковь, как ты можешь что-то еще говорить о Церкви, о вере?» Это неконструктивная позиция, никогда апостолы так не поступали. Апостольская проповедь – это пример для нас и нашей современной жизни, когда требуется в известной степени новое крещение Руси. Крещение не буквально, потому что крещеных у нас подавляющее большинство, но скорее форма воцерковления, когда человек должен познать веру. Сам по себе приход человека в Церковь, приведение его за руку в храм – это шаг, который может что-то значить, направить человека в его пути, но может и не принести этого плода, особенно если это делается с усилием, когда человек противится, а его насильно ведут. Но важно, чтобы в нем это решение как-то созрело. То есть нужно побуждать его к вере, побуждать его к мысли о бренности этой жизни, о краткости всех земных временных развлечений. Вот развлекаемся мы сейчас в этой жизни – случился кризис, кто-то впадает в депрессию, уныние, отчаяние. То есть былое благоденствие рассыпается как прах. Вечным остается только одно – то, как я к этому отношусь, то есть мое духовное состояние, куда устремлена моя душа.

– Вопрос телезрительницы: «Канон Андрея Критского очень объемный, в то же время там много повторений изо дня в день. Чем объяснить это? Христос предостерегал от многословия в молитве. Не является ли это многословием? Второй вопрос: в сегодняшнем чтении упоминался пример Агари, которому не следует подражать. Но в чем ее нечестие? Мне кажется, что не совсем порядочно поступила Сарра, когда по ее просьбе был рожден Измаил. А потом, когда у Сарры родился свой ребенок, она настояла на изгнании Агари. В чем нечестие Агари?»

– Вряд ли здесь можно говорить о каком-то многословии, потому что тогда так можно сказать и вообще о службе всенощного бдения, и о многократном повторении молитвы «Господи, помилуй» по сорок раз (и не один раз за службу). Это же не значит, что это многословие. Повторений как таковых нет. Все эти четыре дня тропари канона были разделены на четыре части. Единственное, что каждый день читались одни и те же тропари –Троичен и Богородичен. Также заключительный тропарь преподобному Андрею Критскому в конце девятой песни. И повторялись ирмосы в этом каноне. Это все, что повторялось.

Что касается второй части вопроса о ветхозаветном сюжете, связанном с Авраамом и Саррой, то, как представляет себе это наша телезрительница, – это классический пример человеческого разумения. С человеческой точки зрения как мы судим о людях? Действительно, в этой ситуации не права Сарра: сначала наложницу предлагает своему мужу, потом возревновала, когда у нее родился ребенок, и требует от мужа, чтобы он ее выгнал и так далее. Действительно, где здесь логика? Но мы забываем, что само по себе это повествование Книги Бытия – это еще и свидетельство Промысла Божия. Все эти частности, подробности жизни ветхозаветных праведников нельзя рассматривать в отдельном контексте. Их нужно видеть масштабно, в масштабах Божественного Промысла, который начинается с того, что Бог изливает Свою любовь в том, что Он совершает. Он творит этот мир, в этом мире творит человека, насаждает его в этом мире, для того чтобы человек разделил с Богом  Его любовь. Но человек, по любви Божией одаренный многим (много больше, чем любая из тварей), не устоял в этой любви, не устоял в свободе: оступившись, согрешил, пал. Вся последующая история – это история спасения человечества: от творения человека до пришествия в мир Христа Спасителя, Нового Адама, как называет Его апостол Павел.

И между этими двумя отправными точками истории мира в истории ветхозаветных патриархов – Авраам, который, конечно же, один из величайших. Не случайно апостол Павел называет его отцом всех верующих. В истории с Агарью, посмотрите, Промысл Божий таков, что Агарь была изгнана, но не погибла. Когда она уже думала, что погибает,  Бог спасает ее и ребенка, рожденного ею от Авраама. Этот ребенок Измаил впоследствии становится родоначальником народов, в частности арабских народов (это так называемые измаильтяне). Авраам является отцом этого ребенка, потому это и его потомство тоже. Действия Сарры, если посмотреть на них с точки зрения Божественного Промысла, не выглядят уже просто интригой по-человечески. С одной стороны, она проявляет любовь к своему мужу, потому что бесплодна. Для древнего человека отсутствие детей – это кара, наказание Божие. Поэтому она дает ему наложницу, чтобы хотя бы от нее был ребенок. Когда этот ребенок рождается,  в ней действительно проявляется чувство ревности по-человечески, потому что Сарра, как всякий другой человек, не чужда греховности природы, греховные чувства в ней проявляются. Здесь ее не приходится оправдывать. Но Бог обращает это промыслительно ко спасению человека, потому что в конечном итоге, когда Аврааму было уже сто лет, а Сарре девяносто, у них рождается сын Исаак, который потом явился продолжателем этого рода, в будущем богоизбранного народа.

– Хотелось бы сегодня, в конце нашего цикла, посвященного канону Андрея Критского, несколько слов посвятить литургии Преждеосвященных Даров. Что это за литургия, чем она отличается от всех прочих литургий, которые совершаются в течение всего года?

– Во-первых, то, что мы называем это богослужение литургией, уже в какой-то степени связывает ее с литургией в нашем обычном понимании, то есть с приношением Евхаристической Жертвы, с причащением Святых Христовых Таин – Тела и Крови Христовых. Но в этом названии еще есть и слово «Преждеосвященных». Этим обозначается, что в этой литургии не совершается то, что присуще обычной литургии, то есть нет самого приношения, благодарения, этой Евхаристии. Преждеосвященные Дары, – Дары, освященные раньше, и это богослужение предназначено, по существу, для того, чтобы мы имели возможность приступить к этому источнику жизни, как называет его преподобный Андрей Критский, причаститься Христовых Таин в дни Великого поста. Заметим, что это богослужение совершается только в дни Великого поста.

Если кратко обрисовать историю этого богослужения, она начинается с того, что в Древней Церкви был обычай причащаться на дому, то есть Святые Дары приносили из церкви и сохраняли дома. И причащались ежедневно или часто. Такая практика просуществовала вплоть до VII столетия. Лишь позже она была упразднена. Теперь мы Причастие принимаем со лжицы непосредственно в церкви, не разрешается его выносить. Также и обычай сохранения Даров для причащения тех, кто не был за литургией... В Древней Церкви обязательным было причащение для всех присутствующих. Если человек не причащается, значит, он в чем-то нарушил верность Христу, он не может стать Его причастником. Этот обычай сохранения Даров для причащения больных тоже является в некотором смысле источником для этого богослужения.

В то же время в IV веке  были еще приняты правила, согласно которым в дни Великого поста (как в дни скорби, покаяния), когда мы плачем о наших грехах, неправильно было бы совершать богослужение литургии, которое есть, по существу, свидетельство о Пасхе. Потому что всякая литургия – это свидетельство о воскресении Христовом; о Его распятии и страдании, но и о воскресении. Это радость и торжество, поэтому каноны Лаодикийского Собора запрещают в седмичные дни Великого поста совершать приношения, то есть литургию. С течением времени появилось это богослужение, которое не сопряжено с приношением, но которое тем не менее дает возможность причащаться и в дни Великого поста.

– Соответственно, оно служится в среду и пятницу.

– Да, это практика по так называемому Иерусалимскому уставу, который на сегодняшний день является в нашей Церкви действующим. Например, в практике Студийских уставов совершение литургии Преждеосвященных Даров было присуще всем седмичным дням, то есть с понедельника по пятницу. А вот по Иерусалимскому уставу – в среду и пятницу седмиц Великого поста. Кроме этого, она еще совершается в дни праздников. Например, в праздник святых – сорока мучеников Севастийских или в праздник первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи, что приходится на один из седмичных дней. Наконец, в упомянутый нами сегодня четверг пятой седмицы, когда читается Великий покаянный канон, идет Мариино стояние, тоже совершается литургия Преждеосвященных Даров.

– Хотелось бы отметить, что на первой седмице в пятницу совершается после Преждеосвященной литургии молебен мученику Федору Тирону. По какой причине, как он с этим связан?

– Как об этом говорится в Синаксарии, Триоди на этот день, этот молебен совершается в канун субботы. Вообще богослужебный день строится так, что начинается он с вечерни, с вечера идут богослужения следующего дня, поэтому в литургии Преждеосвященных Даров, которая будет совершаться завтра, мы услышим песнопения, стихиры в честь великомученика Федора Тирона. Тирон – это не фамилия, а прозвище, с греческого означает «новобранец». Его память в первую субботу Великого поста установлена в воспоминание чудесного избавления жителей Константинополя от нечестия императора Юлиана, который был отступником. Он был крещен, затем отрекся от своей веры и стремился насадить язычество, возродить его в империи. И повелел в Константинополе всю пищу на рынках окропить жертвенной кровью. Бог уберег верных Своих чад и послал великомученика Федора, который предупредил епископа Константинополя, чтобы пищу на рынках не покупали, а готовили из пшеницы, обварив пшеницу с фруктами и медом.

В воспоминание этого события, в заключение, после того как спет молебен с каноном великомученику Федору, совершается благословение колива, или сочива, – это зерна пшеницы (теперь еще из риса готовят) с изюмом и прочими фруктами. Сладкое блюдо, которое отчасти, может быть, утешение для постящихся, но есть также и воспоминание о Промысле Божием, что Бог всех труждающихся в подвиге соблюдает – тех, кто искренне стремится избежать всякой скверны. Таким Бог подает силу, в том числе и в святых Своих, о чем я сегодня сказал в самом начале. Дивен Бог во святых Своих.

– Благодарю Вас за цикл бесед, посвященных канону Андрея Критского.

– Господь да благословит всех нас и укрепит в несении подвига поста телесного и духовного.

Ведущий Даниил Рябинин

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать